Всё пополняется и пополняется копилка памяти о том времени, когда после десятилетий безбожия Русская Православная Церковь начала возрождаться. И каждое свидетельство о людях, которые явились непосредственными участниками процесса, пронизавшего живительными соками всю страну, придает нам сил сегодня. Многие воспоминания наших современников, их предельно искренние, порою бесхитростные рассказы, соединяясь в единое целое, словно бы мощным прожектором высвечивают личность того или иного человека, ставшего для верующего народа символом духовного возрождения. Портал «Монастырский вестник» попросил внести свой вклад в эту «копилку» настоятельницу Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря на Новгородчине игумению Антонию (Корнееву).
Воспитывала сама обстановка
Матушка, в 2017 году в интервью «Я любила все свои послушания» Вы нам подробно рассказали, как избрали монашеский путь. Рассказали о своем приезде в Пюхтицкий монастырь в Эстонии, о знакомстве с его настоятельницей – игуменией Варварой (Трофимовой), которую, как мы знаем, по праву называли игуменией всея Руси. Может, что-то из Вашего личного общения с ней в повседневной монастырской жизни вспоминается особенно ярко? Как Вы ее воспринимали?
Матушку я воспринимала, как мать. Добрую, мудрую. Я ее очень любила и хорошо помню одно удивительное ощущение: когда идет служба и матушка на месте, на душе спокойно. Когда она куда-то уезжала, пусть и народа в храме было много, а всё равно появлялось какое-то ощущение пустоты. Точнее – в тот момент казалось, что чего-то не хватает. И это замечали и отмечали все сестры.
Наверное, так малые дети ощущают отсутствие мамы дома…
Наверное. О всеобъемлющей матушкиной любви к сестрам много написано и рассказано другими, мне же на всю жизнь запомнились ее слова: «Вот пять пальцев на руке, и все мне дороги. И вы мне все дороги, я вас всех люблю!» Когда я поступила в монастырь в 1979 году, число сестер достигало примерно 150 человек. Что касается личного общения с матушкой – это сегодня сестры могут часто общаться со своими игумениями, но в то время особо некогда было общаться. Было много трудов, много послушаний на разных участках монастырской жизни. Воспитывала нас сама обстановка обители, где традиция женского монашества не прерывалась, поскольку даже в годы жесточайших гонений на Церковь монастырь не закрывался. Атмосфера воспитывала, ритм каждого дня. Но знаете, что выхватывает моя память из пюхтицкого периода как нечто самое дорогое, поистине драгоценное? У матушки Варвары был прекрасный голос, она замечательно пела и во время служб часто находилась на клиросе. Приложившись к иконе на всенощном бдении, мы поднимались на клирос и кланялись ей. Матушка так внимательно посмотрит на тебя – и в том взгляде мы видели материнскую любовь, что была дороже всяких слов. Как я ценила те моменты!
И всё же, думается, в определенных ситуациях требовалась духовная поддержка, облеченная в слова, или, допустим, слова вразумления?
И мы их слышали. От духовника обители архимандрита Ермогена (Муртазова), от штатного священника Димитрия Ходова, впоследствии ставшего духовником Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального монастыря и прослужившего здесь 42 года.
Архимандрита Ермогена, в схиме Тихона, знают в разных уголках нашей страны. О приснопамятном протоиерее Димитрии Ходове в воспоминаниях одного нашего пастыря-современника говорится, что с первых же дней своего служения в обители он вошел в ритм монастырской жизни, как в свою стихию, да и монастырь принял его, как человека монашеского духа и устроения, а значит, как своего.
К отцу Димитрию пошло очень много молодежи. Он был такой доступный, и когда у меня действительно возникали непростые ситуации (ну, как без этого?), я шла к нему. Приведу один вроде бы простенький и в то же время показательный пример. В монастырь мы пришли с одной девочкой, жили с ней в одной келье, но что у нас тогда произошло, почему мы перестали разговаривать, я не знаю. На душе было невероятно тяжело – прямо до слез! На исповеди я поведала об этом отцу Димитрию. Отец Димитрий наказал мне попросить прощения у соседки. Вечером она, войдя келью, первой успела произнести: «Ты меня прости!» Я моментально откликнулась: «И ты меня прости!» Оказывается, она в этот день обратилась за духовным советом к пюхтицкой старице, матушке Ионе, я – к батюшке. Я заплакала, а вскоре, увидев батюшку, эмоционально рассказала ему о нашем примирении. Он так обрадовался! Враг рода человеческого боится слова «прости», сказанного с сердечным расположением – ничего он не может противопоставить мощной силе этого короткого слова и отступает… Вообще должна признаться, что до монастыря я не умела каяться, хотя с детства ходила со своими боголюбивыми родителями в храм, причащалась. В те годы там были совсем простые батюшки, они говорили: «Все мы грешные» и, накрыв голову епитрахилью, читали разрешительную молитву. В монастыре я поначалу недоумевала: что за исповедь? Какая исповедь? Только чуть позже, в монастыре, ко мне пришло понимание ее важности. И осознание того, что наше спасение для вечной жизни невозможно без непрестанной покаянной работы внутри нас.
О любви и строгости Святейшего Патриарха Алексия II
Также интересен и памятен Ваш рассказ в вышеупомянутом интервью, какую огромную роль будущий Патриарх Алексий II, возглавлявший тогда Таллинскую кафедру, сыграл в начале Вашего монашеского пути. Он добился у властей разрешения прописать 10 насельниц в самом монастыре, и Вы в это число счастливо попали. Позже, став митрополитом Ленинградским и Новгородским, назначил Вас экономкой архиерейского дома в Новгородской резиденции. А будучи избранным Патриархом Московским и всея Руси – настоятельницей Николо-Вяжищского монастыря под Новгородом. Хотелось бы увидеть Патриарха Вашими глазами.
Глазами монахини, затем игумении, которая сейчас корит себя за то, что так и не высказала ему слова дочерней благодарности за его любовь и терпение к нам, недостойным, за его мудрость… Благодарность в моем сердце жила постоянно, вот только облечь ее в красивые благозвучные фразы я не умела. И к тому же робела перед Святейшим. А возможность сказать ему что-то хорошее, от всей души, появлялась не раз и не два. Когда я с другими игумениями приезжала к Патриарху на день его тезоименитства или на день рождения, вечером после всех торжеств мы собирались за трапезой и звучали поздравления имениннику. Кто-то из матушек, изрядно волнуясь, произносил: «Ваше Святейшество, поздравляем и желаем… (далее шла какая-то коротенькая фраза)». Он улыбнется: «И всё?» Приснопамятная схиигумения Серафима (Волошина), управлявшая Иоанновским ставропигиальным женским монастырем в городе на Неве более двух десятков лет до последнего своего вздоха, однажды призналась ему: «Ваше Святейшество, мы-то и говорить не умеем!» Мы у него были простыми, без высшего образования. Святейший призывал: «Учитесь говорить!»
Тем не менее что-то более важное он в Вас разглядел, коль взял из Пюхтицы и назначил экономкой своего архиерейского дома в Новгородской резиденции?
Он, тогда еще митрополит Алексий, забрал меня из «серой» кухни, где я на тот момент несла послушание. Так ее в обиходе называли потому, что стены были выкрашены в серый цвет, а вообще это была кухня для рабочих. Через разные послушания я прошла в монастыре: и на скотном дворе трудилась, убирая навоз на конюшне вместе с Таней Волошиной, будущей настоятельницей обители на Карповке, и на пироги меня брали постоянно, и в просфорню, а экономка монастыря мать Любовь, любившая меня за шустрость и безропотность, часто просила: «Дайте Любу Подольскую на кухню!» Люба – мое мирское имя (затем и иноческое), а Подольской меня называли, зная, что родом я из Подольского района Московской области. Кормили сестры на кухне по 100-120 человек, причем три раза в день, однако не скажу, что мне было тяжело. Нет! Было желание всех сытно и вкусно накормить, были силы, и искренняя благодарность рабочих их еще больше укрепляла. А матушку Серафиму (Волошину) Святейший забрал в Санкт-Петербург с общей сестринской кухни…
И вопрос такого плана: любовь Патриарха многие монашествующие и миряне чувствовали практически на каждом шагу. А был ли Патриарх Алексий строг? Вот Вы лично, матушка, испытали когда-нибудь его строгость на себе?
Снова мне лучше обратиться к одному конкретному случаю, который, я полагаю, поможет представить, как Святейший мог строго тебе за что-то выговорить, но тут же утешить. Он не давал погрузиться в переживания или – того хуже – вспыхнувшей обиде охватить всесожигающим пламенем душу. 1991 год запомнился верующему народу чудесным вторым обретением святых мощей преподобного Серафима Саровского. И вот цельбоносные мощи уже провожают из Александро-Невской лавры в Москву, чтобы через время эта великая святыня начала свое удивительное путешествие по городам Русской земли к цели своего движения (ведь согласно пророчеству саровского подвижника, «возляжет он в Дивееве»). На торжестве в Лавре были многие игумении: матушка Варвара (Трофимова), матушка Георгия (Щукина), матушка Филарета (Смирнова) и другие. Мне митрополит Новгородский и Старорусский Лев (в ту пору епископ) подарил крест-мощевик, и я, одев его, тоже поехала в Лавру. И когда подошла к Патриарху, когда приложилась к кресту, он сказал: «Одень крест тот, который я тебе одел!» Матушка Варвара так на меня посмотрела! В общем у меня тогда всё внутри оборвалось. Другого креста у меня с собой не было. Я не спала всю ночь. Увидела потом игумению Филарету, которая несла при Святейшем ответственные послушания, и попросила ее, чтобы она попросила у Патриарха прощения за меня. Так знаете, что в итоге вышло? В этот мой крест-мощевик Святейший вложил частицу мощей батюшки Серафима. Вот какой особый Промысл Божий был! И каким удивительным человеком был наш Первосвятитель, пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви!
…Помню, как крестным ходом мы шли к Московскому вокзалу в северной столице. Архиереи на руках несли раку с мощами преподобного Серафима. За ракой, опираясь на посох, шествовал Святейший Патриарх, окруженный иподиаконами. Дальше шли богомольцы со свечами. Невозможно описать всю торжественность момента проводов святыни к поезду. У Его Святейшества был такой подъем духа! Уже на вокзале я подошла к нему под благословение. Его глаза улыбались, искрились радостью. У меня в одно мгновение словно тяжесть с души спала, стало легко-легко. Я вернулась в свой монастырь, Святейший мне позвонил (он нам периодически звонил, мы ему тоже по необходимости звонили). Слышу: «Ты что, обиделась на меня? Игумения Варвара была, а ты с таким крестом! К тому же мощи никто не носит». Я расплакалась, чувствуя, что говорит он со мной не резко, не сердито, а с истинной отцовской с любовью. И попало от него, и утешение получила. Патриарх Алексий II приезжал к нам летом 1998 года. Летом 2017 года во время своего Первосвятительского визита в Новгородскую митрополию Патриарх Кирилл посетил нашу обитель и совершил Божественную литургию. И владыка Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, приезжает к нам, служит.
Более трех десятилетий несения игуменского креста в древней обители
Матушка, еще «кусочек прошлого». Это ведь архимандрит Наум (Байбородин) направил Вас за советом к блаженной Любушке Сусанинской, когда встал вопрос о Вашем настоятельстве? Считали Вы батюшку своим духовным отцом?
К отцу Науму я приезжала всего несколько раз, и назвать его своим духовным отцом не могу. Но именно он мне открыл волю Божию относительно моего монашества – как раз в тот момент, когда я в юности не знала, что делать. И я за него молюсь. В первый раз мы поехали к нему с подружкой из нашего храма в Подольске. Там какой-то парнишка был, который, посмотрев на нас, сказал: «Мне бы матушку надо!» (Вероятно, семинарист, жениться хотел). На что отец Наум ответил: «Нет, это ангелы, которые поют на небе». Брав на работе положенный по законодательству отпуск, я ездила в Пюхтицу трудиться, где мне очень нравилось. В последний мой приезд матушка Варвара спросила: «А не хочешь ли ты к нам в монастырь?». По возвращении домой я отправилась к отцу Науму, повезла ему любимые им пюхтицкие сухарики, и он, услышав, что матушка приглашала меня в монастырь, сказал: «Вот и поезжай!» И я просто обрадовалась.
Еще Вы рассказывали, как обрадовались Ваши родители и поддержали Вас. Это особенно тронуло душу: простые люди, шофер и нянечка в медицинской клинике, приняли, скажем, достаточно смелый в советское время выбор дочери.
Для них, людей верующих, понятия «воля Божия», «спасение души» не были отвлеченными. У отца Наума я также просила совета по поводу настоятельства в Николо-Вяжищском монастыре. Знаю, что матушка Варвара предлагала Патриарху поставить настоятельницей кого-то из старых монахинь, духовно опытных, однако он считал, что старые не справятся с разрухой, царившей здесь. «Хочу поставить тебя», – сказал мне Святейший. Я ответила, что нет, не потяну. И снова поехала к отцу Науму с вопросом: что мне делать? Старец благословил ехать к блаженной Любушке в Сусанино Ленинградской области, а блаженная твердо сказала: «Матерь Божия поможет! Патриарх благословляет, отказываться нельзя». Вспомнилось, что и наша матушка Варвара в Пюхтице всегда говорила: «Помните: послушание дает Матерь Божия!» Нынешним летом будет тридцать четыре года, как я подвизаюсь на древней Новгородской земле в качестве игумении монастыря. Скажу честно: ни разу, ни на миг, я не пожалела, что избрала монашеский путь. Монашество – мое призвание. Но игуменский крест очень тяжел. Это, пожалуй, вам каждая игумения скажет. Да, лучше быть последней послушницей, чем игуменией.
Смогли Вы полюбить эти края после Пюхтицы и родного Подмосковья?
Любопытный момент: не воспроизведу точно вопрос старца Наума, однако суть его хорошо помню: и куда тебя сослали?! Сама я это ссылкой никогда не считала и всем сердцем полюбила Новгородскую землю и Николо-Вяжищский монастырь. Такое запустение здесь было, что сердце сжималось, но благодаря попечению Патриарха Алексия наша обитель вошла в федеральную целевую программу и сегодня паломники, туристы, гости – все отмечают необыкновенную красоту, уникальность величественного монастырского храмового комплекса, обильно украшенного изразцами. Правда, людей после ковида стало мало приезжать, чаще всего это группы прихожан со своими батюшками (да и в самом Новгороде, сетуют экскурсоводы, туристический поток пошел на спад). Но, даст Бог, в недалеком будущем мы снова увидим в большом количестве паломников, которым дороги святые места, православные святыни. Ведь в стенах нашей обители находится такая святыня, к которой в прежние годы столько верующих притекало! Мощи святителя Евфимия II, архиепископа Новгородского, покоятся под спудом в храме его имени. В этом месяце, 24 марта, Церковь чтит память святителя Евфимия, который, как читаем в его житии, в пятнадцать лет пожелал принять иноческий чин, и принял его по устроению Божественного Промысла в Вяжицкой обители святителя Николая Чудотворца. (Со времен основания монастыря, то есть с начала XV века, монастырь был мужским, но после возвращения его Церкви в 1989 году стал женским).
Современники святителя отмечали его смирение и в бытность его иноком, и когда он возглавлял архиерейскую кафедру в Великом Новгороде. Смирение, глубокий ум, милость к тем, кто нуждался в помощи, и постоянная забота об украшении церквей Божиих – обновление ветхих, энергичное возведение новых – вот что прежде всего отличало святителя, жившего в XV веке. (К слову, это по его инициативе на территории обители в Вяжищах были возведены первые каменные постройки – Никольский собор и церковь во имя апостола Иоанна Богослова). Наши же современники прибегают к молитвенной помощи святителя Евфимия в разных нуждах. Одна женщина нам написала, что у ее дочки долго не было детей – она помолилась у мощей святителя, и долгожданное дитя появилось на свет… Другая никак не могла побороть плотскую страсть, и тоже, по ее признанию, святитель помог ей избавиться от такой беды… У третьей, очень любившей к нам приезжать, сильно болели ноги. Она тоже просила у святителя Евфимия помощи, купила в монастыре много иконочек с его изображением, чтобы раздать там у себя, а потом сообщила нам, что ее молитвенные обращения возымели действие. Ноги теперь не болят! Кто с чем приходит к святителю, и святитель помогает.
Монастырские будни проходят в трудах и молитве. Семь лет назад Вы показывали впечатлившие своей ухоженностью парники. У обители было крепкое подсобное хозяйство, много земли, и на трапезе гостей потчевали молочными продуктами собственного производства. Всё так и осталось, ничего не изменилось?
Трудов по-прежнему много. Парники, которые в один из своих приездов осмотрел владыка Феогност и сказал, что только любовь может так всё обустроить и выращивать такой урожай, остались, а мать Арсения, их обустроившая, вплотную ими занимавшаяся, отошла ко Господу. Я сильно скорбела. Она была великой труженицей и что-то сшить, связать, сделать заготовки на зиму – в любом деле проявляла поразительную сноровку, умение и всегда меня поддерживала и молитвенно, и просто по-человечески. Коровушки-кормилицы, наши курочки тоже никуда не делись. Приготовлением творога, сыра, масла раньше занималась мать Елена, но и она умерла… Господь нас не оставил, прислал трудолюбивую женщину, знакомую матери Елены, которая продолжила ее труды и стала помогать Валере на скотном дворе. Валера – это целая история! Он остался сиротой, а после Чечни что-то такое произошло, и парень стал скитаться в округе. Один человек рассказал нам о нем и спросил: «Может, вы его примете?» Валера был некрещенным, мы его окрестили, взяли на работу и вот уже более семнадцати лет он ухаживает за коровами. И, конечно, должна сказать, что все эти годы большую помощь мы видели (и надеемся на нее в дальнейшем) от нашего доброго соседа – завода «Акрон», российского производителя минеральных удобрений. Слава Богу за всё! И за возможность утром и вечером быть в храме. Богослужения в обители совершаются пять раз в неделю, и молиться в намоленном благочестивыми предками месте – это великое счастье, подаренное нам Господом.
***
5 февраля 2024 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь иеромонах Роман (Кошелев) назначен временно исполняющим обязанности духовника Николо-Вяжищского ставропигиального монастыря. В праздник Сретения Господня, отец Роман совершил Божественную литургию в нижнем храме Никольского собора во имя святителя Евфимия Новгородского, а в мессенджере Telegram в феврале этого года был создан официальный канал монастыря (https://t.me/Vitagen_live), на который сразу стали подписываться люди, желающие больше узнать об обители на Новгородчине. Иеромонах Роман будет приезжать сюда ежемесячно на неделю, совершать молебны, и в Telegramе сообщается, что можно указывать имена воинов СВО и людей, находящихся в зоне военных действий, для поминовения на молебне. Как видим, открылась новая страница летописи монастыря, в стенах которого будут звучать имена тех, кто в наши дни мужественно сражается за Родину.
Подготовили Екатерина Орлова и Нина Ставицкая
Фото: Владимир Ходаков. Также снимки представлены Николо-Вяжищским монастырем
Источник: monasterium.ru